ИНФОНООСФЕРА. СОЗНАНИЕ И ОСОЗНАНИЕ.

«С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре…» М. Матусовский

Немало появилось в сети публикаций, опровергающих исторические факты, либо вовсе очерняющих их. Читаешь и дивишься, как все эти лже-историки поливают грязью страну, на языке которой пишут свои «опусы». Чаще всего подобные статьи выкладываются под псевдонимом, и скорее всего потому, что, изливая всю эту гадость в сеть, которая, как и бумага, все стерпит, авторы статей попросту боятся реакции читателя. А тут выложил и сидит, глядит отзывы, а уж если найдется группка поддержки, так и вообще отлично. А если кто против пойдёт, так и что? Сменил псевдоним, да творит себе дальше, типа не он это был вовсе.

Слово – самое мощное оружие, но каково это оружие в руках беспринципного человека? Демократия подарила нам «свободу слова», но, похоже, отняла совесть и ум. Возможности Интернета позволяют слишком многое. С одной стороны, Интернет – незаменимое средство общения и отличный способ поиска различной информации, хоть образовательной или развлекательной, хоть информационной (новостной) или торговой – на любой вкус и запрос. С другой стороны… кто отвечает за достоверность информации, размещенной на них? Кто является древнейшим органом «censura»? Государство не в силах контролировать поток информации, публикующейся в сети, и даже если бы хотело, то пришлось бы весь кадровый состав всех государственных учреждений посадить на администрирование и цензуру поступающей информации. Было бы неплохо, ибо тогда разрешилась бы проблема безработицы в России, но где взять бюджет?..

Человек образованный адекватен в восприятии информации любого рода. Он ознакомится с ней, проанализирует, сопоставит со своими знаниями, найдет подтверждения или опровержения и только после этого решит: принять или не принять. Но доступ к информации нынче имеют все, от мала до велика, используя инфоноосферу под названием Интернет. «Информационная ноосфера» - давайте немного глубже рассмотрим это понятие. Согласно словарям ноосфера переводится как «сфера разума» - особый этап в развитии биосферы, в котором решающее значение приобретает духовное творчество человечества. Любое действо, производимое в сети, является творческим процессом, а любой творческий процесс – духовным творчеством человечества. Теперь перейдем к понятию «духовность». Словарь Ушакова даёт единственное понятие: «Отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа». О какой высоте духа может идти речь, когда сыны своей Родины без зазрения совести «вытаскивают на свет факты», от которых становится тошно? И после этого их, как минимум, переполняет чувство гордости за проделанную работу…

К чему все эти строки? На работе как-то зашел разговор о том, что одна из сотрудниц не нашла, что ответить сыну на вопрос: кто такой Ленин, не подобрала нужных слов. На что один из коллег дал следующее объяснение: «тот придурок, который убил царя и расстрелял кучу народа». Не скажу, что я в восторге от того времени, когда в нашей стране социализм был не только теорией, но и общественным движением, а так же действующей социальной системой, но это моё прошлое, прошлое моей страны, прошлое моего народа. Вторым случаем, побудившим меня к написанию этих строк, стало эссе одного автора, который бурно отреагировал на стихотворение из цикла «Память о…», где я рассказываю о памятниках Москвы, а конкретно в этом - о памятнике Минину и Пожарскому. Автор упомянул мое имя вместе с такими словами, от которых больно стало за матушку Россию. Я написала автору просьбу убрать моё имя из своей статьи, ибо мне было противно само упоминание меня в тех строках. Эту проблему я разрешила, но…

Подрастает новое поколение, с раннего возраста проводящее время в сети. Безгранично пространство её, бесчисленны тропы, ведущие к информации. Учитывая свободу слова, каждый имеет право на своё мнение. Где гарантия того, что моя дочь сможет правильно оценить поступающую из Интернет информацию, что она будет патриоткой своей страны, когда будет знать эти черные и гадкие стороны своей истории, коими изобилует сейчас Интернет?

Передо мной два учебника: Отечественная история для 6-х классов средних школ и История России, учебник для вузов, созданный кафедрой МГУ в редакции 2008 года. Внимательно изучаю каждый, пытаюсь найти хоть малейшее подтверждение тем словам, которые услышала от коллеги, и тем, что прочитала в эссе того автора… Вижу там только те же исторические факты, которые я изучала еще в школе, при советской власти. Нет уже былой идеологии, учебники не пропитаны духом коммунизма, однако искажения истории, тем более ее очернения я не вижу. Уважающий себя историк никогда не преподнесет грязь подрастающему поколению, ибо очернить свою страну в глазах других людей все равно, что заявить во всеуслышание о собственных скелетах в шкафу и грязном белье. Этих самых скелетов и грязного белья предостаточно в любой стране мира, но ни одна страна так не ведёт себя по отношению к собственному прошлому.

В своей жизни я дважды присягала Родине – первый раз, вступая в октябрята, второй раз – в пионеры, комсомольскую организацию отменили, в третий раз не успела. Фраза «…перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Родину…» врезалась в память навсегда…

Предлагаю еще раз задуматься, кто же является сейчас древнейшим органом «censura» по отношению к всемирной паутине?.. Получается, только наш внутренний цензор – совесть. Она же – показатель любви к Родине. Подумайте перед публикацией, насколько горячо вы любите свою Родину…

Елена Ольховик
2011 год

Назад на страницу "СТАТЬИ"

free counters